Полимеры для российского автопрома

focus_group

Информационно-аналитический центр Rupec начинает новую серию исследований актуальных проблем и перспектив российской газопереработки и нефтехимии, а также смежных отраслей. «Нефтехимия РФ» будет публиковать резюме наиболее интересных работ этой серии.

Первая тема – прогноз потребления полимеров российским автопромом. По оценке консалтинговой компании Strategy Partners Group, разработавшей «Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года», утвержденную Министерством энергетики и Министерством промышленности и торговли России весной 2014 года, развитие спроса на полимерную продукцию будет происходить за счет четырех ключевых отраслей: ЖКХ, строительство, транспортная инфраструктура и автомобилестроение. По мнению SPG, потенциал развития отечественной отрасли автокомпонентов до уровня развитых стран составляет в душевом выражении 2 кг/чел. в год. Иными словами, исходя из оценки численности населения России на 1 января 2014 года, потенциал прироста спроса на полимерную продукцию со стороны отрасли автокомпонентов составляет около 287 тыс. тонн в год. Много это или мало, чтобы автопрому быть драйвером внутреннего спроса на полимеры? И насколько реалистична оценка стратегов? Rupec предлагает следующие выводы. Углубление локализации авто-сборки и производства комплектующих является мощным стимулом для роста спроса на российские полимеры со стороны автопрома. Однако процесс встраивания российских переработчиков и поставщиков сырья в технологические цепочки иностранных автопроизводителей будет достаточно долгим и потребует от российских компаний инвестиций в обновление технологий и оборудования.

Вероятно, многие производители автокомпонентов будут дожидаться развития объемов рынка и величины потенциальных заказов, чтобы гарантировать окупаемость инвестиций в продукцию для иностранных сборочных производств. Российские модели легковых автомобилей характеризуются низкой долей применения полимерных материалов – на 4–7% меньше, чем у иностранных «одноклассников». Спектр видов этих материалов также далек от актуальной мировой практики из-за более низкого вовлечения инженерных пластиков. В неизбежном изменении структуры потребления полимеров и их доли при производстве новых и перспективных отечественных моделей заключается большой потенциал для сбыта полимерной продукции – порядка 40–50% его прироста.

Модернизация модельного ряда отечественных грузовых автомобилей также создает новую нишу для поставок полимерных материалов. Потребность в полимерах на единицу техники может к 2020 году увеличиться на 60–125%, причем возникнет перспективный рынок сбыта инженерных пластиков и сложных композитов. Мировая тенденция, направленная на сокращение расхода полимеров при производстве одних и тех же деталей за счет оптимизации рецептур и технологий переработки, оказывает сильное давление на спрос на полимеры со стороны автоиндустрии.

В России данная тенденция также проявит себя, но после 2020 года. Потребление полимерной продукции со стороны российского автопрома в целом увеличится с 130 тыс. тонн в 2014 году до 350 тыс. тонн в 2020 году. В целом автопром не станет ключевым драйвером внутреннего полимерного рынка в целом, однако окажет существенное стимулирующее воздействие на внутренний сбыт таких полимеров, как АБС-пластики, оптические поликарбонаты, ПММА, полиацетали.

Оцените статью
Добавить комментарий