Иной раз жизненная неисповедимость заводит в отдел женской косметики и парфюмерии. В праздном пережидании затягивающихся мук выбора у стоек с духами начинаешь оглядываться по сторонам и замечаешь странное: головы покупательниц склонены вовсе не к ценникам. Внимательные глаза придирчиво изучают на этикетках баночек и флакончиков раздел «Состав».
Даже мне, человеку со специальным химическим образованием и закаленным иммунитетом к буквенно-цифровым наименованиям химических веществ длиной в строку (а то и в две), без ручки и бумаги трудновато трансформировать их в воспринимаемый образ. Нелегко и осознать, что же конкретно прекрасная половина человечества пытается вычитать на миниатюрных наклейках?
Еще более трудный вопрос — какие практические выводы она рассчитывает из вычитанного сделать?
В этот момент я вспоминаю внезапные и стремительные,как кавалерийская атака, sms от сестры, интересующейся с утра пораньше: «Пропилен или пропиленгликоль — это вредные штуки?» И живо представляю ее в такой же позе над этикеткой с прищуренным в сомнении глазом. Критицизм к составу в косметическом отделе — четкий признак эпохи. Это — хемофобия.
Я не ругаюсь — такое слово в русском языке существует. Хемофобия — безотчетная, иррациональная неприязнь обывателя к химии, всему, что с ней связано, к ней примыкает и из нее вытекает. В более широком смысле хемофобия проявляется в прочно вставшей на медийные рельсы тенденции к противопоставлению «натурального», «естественного» и «экологичного» всему «искусственному», «синтетическому» и, конечно же, «химическому».
Ничего удивительного в хемофобии как таковой нет — тревожное недоверие к плодам технического прогресса сопровождало общество всегда. Но есть один любопытный факт. Как правило, хемофобия — женский предрассудок. Именно женщины чаще всего распространяют разнообразные домыслы о химии, они же яростнее всего защищают нелепые антихимические бытовые мифы. Отчего так?
Может быть, женщины по природе своей отвергают химию? Ведь даже зелье средневековой ведьмы всегда есть продукт сугубо натуральный и экологичный, как сказали бы сейчас. Корень мандрагоры, пучок белены, лапка саламандры, крыло летучей мыши и кровь ягненка — в ее ступе нет никакой «химозы». А вот мрачное торжество над элементами и веществами — удел алхимика, который почти всегда мужчина. Повелевать ртутью, мышьяком и царской водкой — мужское призвание. Однако почему тогда при малейшем недомогании женщины бегут не в лес, а в аптеку за такими химическими таблетками? Нет, дело не в особой женской природе.
А может быть, женщины просто ничего в химии не понимают? Так, принято считать, что первым фактом более или менее значимого научного открытия женщиной в сфере химии в России считаются исследования Анны Волковой из Петербурга лишь в начале 1870-х годов. Первая российская женщина — Юлия Лермонтова — стала доктором наук в химии в 1874 году. Даже современников-мужчин эти примеры не убеждали, а нобелевский лауреат по химии Вильгельм Оствальд писал уже в XX веке: «Женщины нашего времени, независимо от расы и национальности, не годятся для выдающихся научных работ».
Но с другой стороны, среди нобелевских лауреатов по химии четыре женщины, а главное – большинство мужчин тоже ничего не понимают в химии, но, тем не менее, боятся ее значительно меньше. Так что дело не просто в недостаточной осведомленности о науке. Рискну предположить, что женская хемофобия — продукт современной маркетинговой войны за потребителя.
Вернемся к косметике. На покупательниц, склонивших головы над «Составом», надменно посматривают пришедшие за «натуральной» косметикой. Пусть она стоит вдвое дороже, зато не надо сомневаться, читать этикетку и ломать язык, выговаривая длинные наименования всякой «химии».
В потребительской индустрии вроде пищевой или гигиенической, где борьба с издержками отшлифовала технологии до почти божественного совершенства, уравняв себестоимость производителей,различия между продукцией минимальны. Как завоевывать потребителя? Чем выделяться?
B ход идут свежие инструменты. Для начала нужно приписать своей продукции некие новые исключительные свойства, выгодно отличающие ее от продукции конкурента. Обладает она этими свойствами или нет — не так уж и важно. Затем нужно создать стереотип о том, что всё, этими средствами не обладающее, вредно. «Натуральная» косметика уверенно идет по головам традиционной «искусственной», потому что маркетологи первой поселили в сердцах клиенток сомнение, насадили представление — в терминах моей сестры — о том, что химия — это «вредная штука». Так рождается хемофобия. «Страшилки» на тему химии касаются в основном того, от чего потребитель может отказаться в пользу иной коммерческой альтернативы.
Наиболее сильна конкуренция в продуктах конечного потребления: бытовой химии, косметике, средствах по уходу за ребенком. Именно поэтому жертвами хемофобии в первую очередь становятся женщины. Они — конечный потребитель и ключевая целевая аудитория, а стало быть, и главная мишень авторов химических мифов.
Когда в зоне атаки мужчины, они ведут себя не лучше. Например, химики дружно смеются над рекламной галиматьей вроде наличия неких «молекул серебра» в мужском дезодоранте. Никаких «молекул серебра» не существует в природе. Если дезодорант содержит серебро в твердом виде, следует говорить о «порошке серебра». Если в жидком — об «ионах серебра». Однако и то и другое сомнительно — слишком дорогой получится продукт.
В конечном счете хемофобия — не половой, а сугубо личностный вопрос: дал ли ты в своем невежестве запудрить мозги, или попытался разобраться? Коммерческие успехи всевозможных «экотоваров» — от молока до коттеджных поселков — свидетельствуют: дал, да еще как.








