«Час химии в неделю — это очень мало»

mastership

Популярна ли на сегодняшний день химическая отрасль среди школьников? Они себя в ней видят?

Химическая отрасль для нынешних школьников – Terra Incognita. В подавляющем большинстве они имеют очень слабое представление о том, что это такое и в какой степени это их касается. Однажды я спросила студентов факультета журналистики 4 курса Международного университета в Москве: зачем нам нефть? Дальше бензина и керосина дело не пошло. То, что нефть и газ – пища для химической отрасли, благодаря которой у нас есть все, что обеспечивает комфорт, было просто открытием для обычных молодых людей. Пришлось на примере студента-добровольца демонстрировать, что все, что на нем надето, что лежит в его карманах и в его рюкзаке, включая сам рюкзак, – это результат превращения веществ в материалы на долгом пути от нефтепереработки до складов готовой продукции. Зато все убеждены, что от химии один вред. Из этих студентов вырастут журналисты и пиарщики. И можно только себе представить, что они будут писать о химической отрасли. Так что о популярности говорить не приходится, к сожалению.

А почему?

Причин много. Одна, и очень значимая, кроется в школьном образовании. Я сейчас не говорю о химических лицеях и профильных классах, я говорю об обычных классах, где химия пока еще остается в числе обязательных предметов, но в минимальном количестве. Час в неделю – это очень мало. Но и эту малость можно было бы использовать во славу химии, если подавать ее как важнейшую отрасль науки, технологий и человеческой деятельности, которая изменила и продолжает менять облик нашей цивилизации, менять в лучшую сторону. Откажись мы завтра от химических производств – и мир рухнет. Этот важный акцент, причем в позитивном звучании, должен пронизывать весь школьный курс химии для тех, кто не выберет ее своей будущей профессией, но должен усвоить и понять правильную картину мира. Ведь эти школьники вырастут и станут людьми, принимающими решения на самых разных уровнях. И очень важно, чтобы их представления о химии и химической отрасли были адекватны. Это означает, что школьный курс химии в объеме 1 час в неделю должен быть переписан. Меньше абстрактных формул – больше жизни и повседневности, примеров, современных технологий, которые без химии никуда. А между тем в Государственных стандартах, касающихся школьной химии, ни разу (!) не упоминается слово «технологии», зато слово «экология» присутствует неоднократно. Отсюда и ощущение, что химия рядом с экологией намекает на опасность первой.
Видимо, так и думают те, кто писал стандарты.

Как тогда заинтересовать школьников химией?

Лучшая мотивация к изучению того или иного предмета – деятельность, когда ребенок сам решает какую-то задачу – умозрительную или экспериментальную, а еще лучше – привязанную к повседневной жизни. Сегодня на уроках химии в школах почти не показывают экспериментов и не проводят практических работ. Понятно, почему: много запретов, нет оборудования и соответствующих веществ, а главное – нет на это времени на уроках, успеть бы впихнуть в детей тот материал, который предусмотрен Государственным стандартом, за этот жалкий час в неделю.

И тем не менее, есть ведь еще внеклассная работа, дополнительное образование. Школьные химические кружки сегодня – это то, что надо, во многих школах они начинают потихонечку возрождаться, и их надо поддерживать. Есть разные центры дополнительного образования, которые организовывают экспедиции школьников и летние лагеря, в которых школьники исследуют воду в реках и озерах, состав почв, учатся проводить разные эксперименты, чтобы докопаться до истины. И эта деятельность крайне важна. Есть школы, которые сотрудничают с вузами и промышленными компаниями и имеют возможность приводить своих школьников в научные лаборатории и лаборатории предприятий. Тоже чрезвычайно важная деятельность: обязательно кто-то из детей увидит здесь свое будущее. Химические шоу с участием школьников, спектакли, самодеятельные выставки «химических» работ школьников… Да здесь огромный пласт всяких возможностей. Было бы время, желание и ресурсы. Последнее особенно важно. И вот здесь химические компании могли бы оказать поддержку.

Что же касается нефтехимии, то я бы посоветовала компаниям объявить конкурс на самый яркий школьный урок химии о нефти. Это должно стать центральным и значимым событием во всем школьном курсе химии, поскольку нефть – основа химической индустрии. Лучшие уроки можно предложить всем школам без исключения. Кто-то возьмет их в работу. И так, потихоньку, ситуацию можно будет менять.

Как российский бизнес поддерживает школы и самих учителей?

Бизнес поддерживает отдельные школы и учителей химии в регионах своей работы. Если какая- то компания своими действиями и поддержкой демонстрирует, что ценит работу учителя, считает ее чрезвычайно важной, то это само по себе очень вдохновляющее обстоятельство. Форма такой целевой поддержки может быть самой разной: гранты учителям, оснащение школьной лаборатории, экскурсии на заводы компании, подписка на научно-популярный журнал «Химия и жизнь», выездные мастер-классы для учителей силами известных ученых, педагогов, популяризаторов науки, помощь с разного рода методическими материалами и материалами для урока.

Но это локальная деятельность. Трудно ожидать, что картина изменится в целом, если мы поддержим 20-30 учителей в разных регионах, хотя и это надо делать. Такая флуктуация слишком мала, чтобы повлиять на картину в целом. А влиять на нее необходимо. Это можно сделать, вкладывая постоянные усилия и ресурсы в создание позитивной химической среды, объединяющей много активных учителей химии разных поколений из разных регионов, преподавателей высшей школы, популяризаторов химии, промышленников. Эта среда, разрастаясь и усиливаясь, может стать тем решающим фактором, который вызовет системные изменения в образовании, в формировании положительного образа химии в обществе.

Мощный шаг к созданию такой среды сделала компания СИБУР, которая не только финансово поддержала, но и приняла самое активное участие в разработке содержания Третьей Всероссийской конференции учителей химии «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап».

Она прошла с огромным успехом в начале ноября в Ханты-Мансийске. На конференцию приехали 120 активных учителей химии из 45 регионов. Это была настоящая школа мастерства, где каждый доклад, каждое выступление были ценным знанием, опытом, руководством к действию. Это был тот редкий случай, кода никто не хотел уходить из зала, когда не хватало блокнотов для записи, когда участники боялись пропустить хотя бы один доклад или мастер-класс и просили дать дополнительные мастер-классы после ужина. Я полагаю, что в создании продуктивной химической среды должны участвовать все крупные химические компании. Тогда можно будет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Потому что будущее химии, действительно, сегодня ходит в школу.

Оцените статью
Добавить комментарий