![]()
Анна Богалий,
двукратная олимпийская чемпионка по биатлону, трехкратная чемпионка мира
Нынешнее спортивное оборудование как для профессионалов, так и для любителей сильно отличается от того, что было у вас в самом начале карьеры?
Несомненно. В те годы, когда я только начала тренироваться, были еще деревянные лыжи. Но использовались они в основном все же любителями (например, для прогулок в лес с детьми). Спортсмены еще с конца 1970-х годов вовсю использовали пластиковые лыжи. А горнолыжники – и того раньше, наверное, с середины 1960-х.
Пластик легче, скольжение на нем быстрее – все это прямо влияет на результат. Сейчас деревянные лыжи превратились в настоящий раритет. Что касается лично меня, то я на таких лыжах ходила в детском саду. А в школе, во втором классе, родители за хорошую учебу подарили мне пластиковые лыжи «Садко». Отечественного производства. Тогда это была моя мечта, и она сбылась.
Вы вместе с группой SKIMIR проводите детские турниры – «Кубок малыша» в вашей родной Вожеге Вологодской области, «Кубок Анны Богалий», этапы которого проходят в нескольких городах. Теперь даже для детей есть большой выбор экипировки. Чем «вооружены» наши будущие чемпионы?
К сожалению, нашим производителям сложно конкурировать с европейцами и американцами. Да, были поползновения что-то сделать – профессиональные беговые лыжи… Сами материалы – пластик, углепластик – у нас есть. Но этого мало. Важны еще традиции производства конкретного вида спортивной продукции, которым в той же Европе – в Австрии, Германии, других странах – уже больше 100 лет. А у нас многое утрачено.
Современные лыжи по задействованным технологиям можно сравнить если не с космическим кораблем, то с болидом «Формулы-1» точно. И ошибочно думать, что лыжи – это просто такой обработанный кусок какого-то материала. При их изготовлении применяются, во-первых, различные материалы: пластики, композиты, иногда – деревянные вставки, металлические сплавы. И все технологии постоянно развиваются, совершенствуются.
В спортивной индустрии выделяются огромные средства на научно-исследовательские работы. Это важно. И вполне естественно, что качество лыж, их ходовые свойства улучшаются. Причем это все касается не только гонок и биатлона, но и горнолыжных дисциплин, сноуборда, различных экстремальных направлений. В тех же горных лыжах, в скоростном спуске, например, судьбу медали решают сотые доли секунды. И качество лыж здесь может иметь решающее покрытие.
Вот вы говорили, что мечтали когда-то о «Садко». Эти лыжи знакомы многим, и многих они в свое время устраивали. Что изменилось?
Раньше лыжи нужно было «дорабатывать» – 15–20 раз парафинить. Сейчас пластик иного качества
Разница видна даже непрофессионалу. Например, раньше, покупая новые лыжи, их нужно было «дорабатывать» – 15–20 раз парафинить (покрывать специальными составами. – Прим. ред.). Дело в том, что даже в пластике, не говоря уже о дереве, есть поры, которые могут забиваться снегом, от чего ухудшается скольжение. Сейчас пластик, который используют создатели спортивного инвентаря, принципиально иного качества – он отличается низкой пористостью. Лыжи идут с завода полностью готовые к полноценной работе. Один раз пропарафинил, и можно прокатывать их к гонке.
Отечественные парафины всегда ведь считались достаточно качественными?
Да. И сейчас работы по их улучшению продолжаются. Знаю, что целый ряд компаний пытается развивать это направление. Спросом наши парафины, по крайней мере в России, точно пользуются.
И вы, когда выступали за сборную, применяли именно их?
В Кирово-Чепецке, например, делали эмульсии, которые использовали наши тренеры для финальной подготовки лыж при дождливой погоде или нулевой температуре.
Эта смазка добавляла скорости, помогала не цеплять грязь на поверхность лыж. Еще есть «9-й элемент» – тоже отечественная разработка, парафины в черных коробочках. Наши ребята пользовались ими, довольно интересный бренд. На нем гоняли не только лыжники и биатлонисты, но и горнолыжники.
То есть в этой сфере мы конкурентоспособны?
В какой-то степени. Но за границей есть серьезные производители, которые давно делают парафины. Они постоянно развиваются в плане технологий. Объемы продаж у них огромные. Отзывы и тестирования проходят намного чаще, чем у нас.
И еще одна проблема. К сожалению, в России как-то с опаской пользуются продукцией наших компаний, не до конца доверяют. Но я уверена, что у нас есть такие умы, которые в знании технологии производства зарубежным конкурентам не уступают. Нужно просто заниматься развитием соответствующих компетенций. Дать на это людям время, финансирование, поддержку, возможно, государственную. И сам процесс продвижения продукта очень важен. Этого нашим спортивным товарам тоже часто не хватает.
В лыжных палках, наверное, не так все технологично?
Нет, здесь тоже прогресс огромен. О металлических палках все уже почти забыли – сегодня их делают из углепластика и стеклопластика. Каждый спортсмен выбирает палки под собственный стиль. Какие-то палки идут жестче, какие-то больше «играют» под рукой. Тут кому что удобнее, и все это влияет на выбор того или иного бренда. Впрочем, спортсмены топ-уровня, как правило, всегда имеют личные контракты и на лыжи, и на палки. Но дело не в рекламе, как это может показаться на первый взгляд. Я знаю, например, что в этом году Дарья Домрачева (белорусская спортсменка, завоевавшая три золотые медали на Олимпиаде-2014. – Прим. ред.) поменяла лыжи с одной марки на другую. И так бывает достаточно часто, если что-то не устраивает.
Во время трансляций соревнований по лыжным гонкам или биатлону случается видеть картину, когда спортсмен ломает палку и это становится огромной проблемой…
Безусловно, хотя эта проблема немного утратила свою остроту. Раньше, когда палки ломались, края в месте облома были очень рваные, острые – можно было легко пораниться. Сейчас же, во-первых, палки стали гораздо прочнее. А во-вторых, их делают из «умных» материалов – место слома получается ровным и относительно безопасным. Фирмы-производители стараются уделять внимание и таким нюансам.
Покупатель всегда голосует рублем. В SKIMIR какие лыжи и палки пользуются большей популярностью – зарубежные или отечественные?
Пока преимущество за Европой. И не только в части лыж или палок, но и другого спортивного снаряжения. Очки для лыжников и биатлонистов, например. Здесь тоже качество импортного продукта пока выше. Очки, кстати, также изготавливаются из пластика и являются, несмотря на кажущуюся простоту, высокотехнологичным продуктом. От выбора материала зависит не только удобство ношения, но и запотевание. А если борешься за победу, то все нюансы имеют значение.
Лыжная косметика
Парафины бывают жидкими (плавятся при комнатной температуре), твердыми (при нагревании в пределах 70 °C) и кристаллическими (требуется большее нагревание). Помимо основы (нефтяных углеводородов) в парафин для лыж включают вещества, дополнительно улучшающие их работу или приспосабливающие лыжи к конкретным условиям. Главный из них – фтор. Чем его больше в парафине, тем лучше будут лыжи скользить в мягкую и влажную погоду, и наоборот. Именно поэтому успех на профессиональных соревнованиях часто зависит от синоптиков и ставки на «правильный» парафин.
Такой разный спорт
Казалось бы, что общего между лыжами и гоночными болидами? И тем не менее для их создания часто используются одни и те же технологии. В 2009 году в «Формуле-1» впервые была опробована система KERS, позволяющая для увеличения мощности машины использовать кинетическую энергию, которая вырабатывается при торможении. Сегодня схожий подход применяют производители спортивного инвентаря. С помощью синтетических пьезоволокон накопленная энергия в нужный момент подается на корпус, что влияет на реакцию лыжи на выходе из поворота.
Роман Вишнев
Фото: Оргкомитет Кубка А. Богалий – SKIMiR






