Летучие вещества

efficiency

На смену таким привычным материалам, как метал­лы, кирпич, бетон, дерево и стекло, приходят компо­зиты. Эти многокомпонент­ные материалы состоят обычно из пластич­ной основы, армированной наполнителями. Свойства новых материалов, полученных в ре­зультате сочетания разнородных веществ, по ключевым параметрам отличаются от свойств каждого ингредиента. По мнению игроков рынка, ны­нешняя революция техниче­ского уклада в краткосрочной перспективе отодвинет приме­нение традиционных матери­алов на второй план, а в долго­срочной — сделает их достоянием истории.

Стремительный рост рынка композитов обеспе­чивают прежде всего инновационные от­расли, которые приме­няют эти материалы уже давно. На­пример, по оценкам «Газпрома», на борьбу с коррозией приходится по­ловина по эксплуатации трубопрово­дов. Композиты снимают эту проблему.

Использование композитов в авиа­ции является общемировой тенденци­ей. В самолете Boeing 747, выпущенном в 1969 году, из композитных материалов был сделан лишь 1%, а в самолете Boeing 787 Dreamliner доля деталей из композитов со­ставляет 50%. При производстве одного са­молета Airbus А380 используется около 30 тонн полимерных композитов.

В настоящее время аэрокосмическая отрасль использует композиты повсеместно — от гондол воздушных шаров до пассажирских самолетов,  истребителей и космических челноков NASA.

САМОЛЕТ МАЛОЙ АВИАЦИИ BEECHCRAFT STARSHIP, который берет на борт 6-8 пассажиров, целиком сделан из композитов. Из композитных материалов делают детали крыла, вертолетные лопасти, пассажирские сиденья, корпуса авиационных приборов.

В КОСМОНАВТИКЕ композиты на металлической матрице применяются с 1960-х годов. Драйвером развития в этой отрасли было стремление создать высокоточные и стабильные структуры космических аппаратов. Первым успешным применением композитов на металлической матрице, армированных сплошным волокном, признаны боро-алюминиевые трубчатые стойки, в качестве рамы и ребер фюзеляжной конструкции космического челнока Space Shuttle Orbiter. Это позволило снизить вес аппарата на 45%. Впоследствии для этих аппаратов компаниями Lockheed Martin Space Systems и Fiber Materials были разработаны графито-магниевые трубы. Включение графитовых волокон в алюминий 6061 дало материал, который успешно применяется при создании космических антенн. Этот материал отличается низким коэффициентом теплового расширения, что важно в среде, где работают космические корабли.

Сейчас разработки в аэрокосмической отрасли идут в нескольких направлениях. Это создание композитов на керамической матрице, которые, по предварительным расчетам NASA, смогут выдерживать температуры до 1650°C. Их предполагается использовать на входах в турбины двигателей летательных аппаратов.

Ученые также пытаются синтезировать волокно паутины, которое считается перспективным материалом для композитной отрасли. Паутина обладает высокой пластичностью, которая обеспечивает растяжимость волокна до 140% от его нормальной длины. Паутина не теряет свои свойства при температурах до минус 40°С. Пластичные композиты на базе этого волокна хотят использовать в таких частях летательных аппаратов как место соединения крыла с фюзеляжем. Рассматривается возможность копировать в расположении волокон рисунок паутины, который мы видим в природе.

Оцените статью
Добавить комментарий